В истоках наша сила
Воспитание на примере старших поколений является одним из главных направлений в работе по формированию нравственных позиций ребенка. Одним из методов является исследовательская деятельность учащихся. Приобщение к истокам семьи, истории, культуре и традициям своего села, малой родины - вот главные задачи конкурса " Моя родословная", учрежденного районным отделом образования, который прошел 28 января.
Членам жюри предстояло выяснить актуальность, самостоятельность выполнения, степень исследовательской деятельности, умение подготовить стендовый материал и реферат у 26 исследовательских работ по номинациям: " История школы в традициях и лицах", " Обряды и традиции моего села", " Юный краевед".
Юные авторы показали в своих работах, что их заинтересованность историей, археологией и традициями и культурой ничуть не меньше, чем у старшего поколения. Тревожит и волнует их и судьба своей малой родины в будущее. Вот, например, как видит развитие своей деревни Ойкас - Яндоба Михайлова Наташа: швейная фабрика, большая трехэтажная школа, Дом культуры. Ее мечты созвучны с Указом Президента Н.В. Федорова о годе молодежи и здорового образа жизни, так как без участия молодежи в развитии села они неосуществимы.
Только передавая из поколения в поколение можно сохранить предания, традиции. Как интересно было слушать о календарном празднике Питрав из уст семиклассницы Янгорчинской СОШ Феофановой Ольги. Ее эмоциональная речь, национальная одежда заворожила членов жюри - она стала победителем в номинации " Обряды и традиции моего села". Красочно оформленная работа Захаровой Тани из Азимсирминской СОШ завоевала 2- место. Она и рисунки к своей работе выполнила сама.
Поистине научные работы были представлены в номинации " Юный краевед". Свою родословную начиная с 17 века показала Захарова Оксана, ученица 10 класса Янгорчинской СОШ, Костяя Петров из Тузи - Сярмусской СОШ провел исследование происхождения топонимических названий своей деревни( они заняли 3- место).Занявшие 2- место в этой номинации братья Зайцевы Саша и Сергей увлеклись геологией. Их исследование об урочище Ирар сопровождался показом полезных ископаемых и использованием их в промышленности района в 30-е годы и в годы войны. Историю сожженных грамот " Чувашский Лядумег" Шарипова Темерлана жюри оценило в 60 баллов и она достойно заняла 1- место.
В номинации " История школы в традициях и лицах " интересными по глубине раскрываемой темы и самостоятельными по исследованию были творческие работы Павлова Артура из Большеушской СОШ и Ефимова Владимира, ученика Вурманкасинсой ООШ (Оба 1- место). Авторы умело изложили содержание выбранных работ. Не менее интересными в данной номинации оказались творческие работы юных исследователей Тузи - Сярмусской СОШ Захаровой Анастасии и Арсентьевой Веры( 2- место), ученицы Вурманкибекской СОШ Ефремовой Елены( 3- место). При подготовке к конкурсу они собрали богатый архивный материал.
Итоги конкурса свидетельствуют о возросшем чувстве патриотизма и ответственности за будущее своей малой родины, за ее благополучие и процветание. Во многих работах других участников, к сожалению, не удостоенных призовых мест, можно было найти свою изюминку и целенаправленная работа руководителей и учащихся приведет их к успеху.