День 3 июля 1936 года по праву считается днем рождения ГАИ
Заботу о безопасности дорожного движения наше государство стало проявлять со времен серийного поступления автомобилей в Россию. Так, 1О июня 1920 года Советом Народных Комиссаров был издан Декрет ("Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям, которым предусматривалось создание специального органа, предназначенного контролировать соблюдение правил движения и эксплуатации автотранспорта, автомобильной инспекции.
В 1934 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном Управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс) в целях борьбы с неправильным использованием автотранспорта Государственной автомобильной инспекции. В этот период началось резкое увеличение численности автомобильного парка страны. Следует отметить, что если в дореволюционной России весь автомобильный парк насчитывал всего лишь 12 тысяч автомобилей, то с развитием отечественного автомобилестроения он стал быстро увеличиваться. В начале 30-х годов с пуском автомобильного завода в Нижнем Новгороде и реконструкцией ЗИЛа и ВАЗа наша страна уже занимала первое место в Европе и второе место в мире по производству грузовых автомобилей.
Учитывая важность и всенарастающую остроту борьбы с автоавариями в 1936 году автомобильная инспекция была передана из ведомства Цудортранса в ведение Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
День 3 июля 1936 года - дата подписания Постановления Совнаркома, утвердившего "Положение о Государственной автомобильной Инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР" - по праву считается днем рождения ГАИ.
Высокие темпы автомобилестроения стали способствовать и росту интенсивности движения транспорта на дорогах. Данное обстоятельство стало выдвигать проблему предупреждения несчастных случаев на одно из первых мест. Поэтому перед работниками ГАИ была поставлена задача по улучшению организации дорожного движения. На вопрос "с чего же начиналась организация дорожного движения у нас в Чебоксарах" можно прямо ответить - с нуля. В начале
40-х годов в Чебоксарах с населением в несколько десятков тысяч человек были улицы, по которым двигались автомобили, колесные тракторы, гужевые повозки и пешеходы, но не было технических средств регулирования (светофоров, мигалок, указателей, дорожных знаков), не было благоустроенной проезжей части. А на центральных улицах кое-где были лишь деревянные тротуары.
В 1960 году в Чебоксарах был установлен первый светофор, который автоматически регулировал движение транспорт и пешеходов. этот трехцветный, трехсекционный светофор, причем самодельный, был установлен на Красной площади, а точнее - подвешен на тросах над центральной ее частью.