Сегодня праздник Успения Божьей Матери
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа - организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его, видимо, уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Святая Церковь называет Успение Божьей Матери последним над ней таинством, последним из тех, которыми сопровождалась вся земная Ее жизнь. Вся жизнь Пресвятой Девы по своему виду и содержанию была чем-то таинственным и чудным, носящим на себе знамения Божественной печати.
Первое таинство в жизни Богоматери открылось в самом ее рождении, происхождении на свет Божий. Она произошла от престарелых родителей – вследствие особенной молитвы и обета. Престарелые Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божье, по молитвам своим получают чистый дар неба – Преблагословенную Марию.
Второе таинство явилось над ней во время введения ее во Храм трехлетней Отроковицей. Уже самое введение ее в таком возрасте было необыкновенно, как следствие особенного, чрезвычайного обета праведных Иоакима и Анны посвятить плод молитв своих Господу. И таким образом она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым. Находясь в Храме на воспитании, она должна была бы, как и прочие девы, пребывать только в преддверии его, но между тем мы видим, как святую Отроковицу первосвященник по особому откровению вводит во Святая Святых, куда мог входить только он сам лишь однажды в год.
Третье таинство над ней открылось по достижении ею совершеннолетия. Ветхий Завет, как известно, не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает Его Церковь новозаветная, поэтому Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать себе супруга. Но Дева Мария объявила, что она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога. Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Жребий пал на праведного старца Иосифа, и так Пречистая стала Супругой, не преставая быть Девой, сочетая в себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. Это было таинство из всех таинств, но им не закончились таинства, долженствующие совершиться над ней. Они только углубились, сделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас. Святая Церковь увещевает нас не скорбеть в день Успения Божьей Матери, а радоваться, потому что в такой дивной кончине Преблагословенной Девы к утешению всех явилась с особенным торжеством сила Господа, который смертью своей и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных своих последователей радостной и блаженной.