Вурнарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Вӑрнар муниципаллӑ округӗ

Доклад начальника отдела образования и молодежной политики администрации района Н. Иванова на августовской конференции

         Уважаемые коллеги, гости и приглашенные!

 

       В преддверии нового учебного года мы собрались на традиционное августовское совещание работников образования. Разрешите приветствовать вас, а в вашем лице все педагогическое сообщество района, и пожелать в новом учебном году здоровья, творческого подъема, плодотворной работы и благополучия во всем.

       Новый учебный год для системы образования района, так же, как и для республики и всей России, станет знаковым. 1 сентября текущего года вступят в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и закон Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республике». Хочу заверить, что бесплатное начальное, основное, среднее  образование  в соответствии с этими законами сохраняется.

       В рамках секционных площадок, которые прошли в республике и в районе 22 и 26 августа, педагогические коллективы приняли активное участие в обсуждении ряда проектов, необходимых для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

- проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Концепции по развитию математического образования;

- проекта Всероссийского физкультурного спортивного комплекса;

- программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

       Руководителям учреждений образования рекомендуем организовать общественно-педагогическое обсуждение данных документов и предусмотреть в текущем году реализацию на уровне общеобразовательного учреждения ряда мер и мероприятий.

 

       Работа сегодняшней конференции посвящена вопросам воспитания и дополнительного образования детей, подростков и учащейся молодежи в районе.

       Проблемы воспитания, обсуждаемые на нашей конференции, актуальны как никогда прежде. Очевидно, что преобразования в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к ценностным ориентирам в детской, подростковой и молодежной среде. Негативные тенденции, проявляющиеся в данной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, родительской общественности, попечительских и управляющих советов в решении задач воспитания. Вместе с тем процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но  и коренным образом изменил отношение к содержанию воспитания в современной школе.

       В настоящее время под воспитанием в общеобразовательном учреждении все больше  понимается создание  условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к  жизненному самоопределению.

       Общие задачи и принципы качественного воспитания и образования личности ребенка отражены в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и общего образования.

       В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в основную образовательную программу школы в обязательном порядке включается программа воспитания и социализации обучающихся, которая направлена на:

- освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;

- обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, способности противостоять негативным воздействиям.

       Новый проект Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, являющийся составной частью программы воспитания и социализации  обучающихся,  предусматривает  расширение и конкретизацию ее содержания.

       В свете приоритетных направлений, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах и в новых проектах документов, проанализируем то, что удалось нам достичь по развитию воспитания детей, подростков и молодежи за последние годы и определим дальнейшие задачи.

 

       Говоря о развитии воспитательного потенциала образовательных учреждений  в нашем районе, нельзя не затронуть дошкольное образование, так как основы воспитания и обучения, полезные привычки закладываются в дошкольном возрасте. Дошкольное образование имеет решающее значение для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Поэтому обеспечение его доступности является  одним из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности.

       В районе функционируют 15 дошкольных образовательных учреждений, в них воспитывается 1229 детей. При школах организованы 37 дошкольных групп с охватом 474 ребенка. Охват дошкольным образованием составляет 83% детей от 1,5 лет до поступления в школу.

       В настоящее время очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 254 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет.

       Для дальнейшей реализации принципа общедоступности дошкольного образования в 2014 году предусматривается сокращение очередности за счет строительства нового детского сада в п. Вурнары на 145 мест и открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время объявлен аукцион на строительство детского сада и он состоится 5 сентября этого года. Строительство планируется завершить в 2014 году. В районе 18 школ имеют лицензию на дошкольную образовательную деятельность. В  6 школах ведутся работы по созданию  условий  для открытия  дошкольных  групп  и получения лицензии на реализацию дошкольного образования.

       В  связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов  в программу дошкольного образования  перед нами возникает задача изменения в детских садах организации воспитательно-образовательного процесса.  Сегодня изменился способ организации видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, направленная на формирование у дошкольника самостоятельности, инициативности, любознательности, произвольности, творческого самовыражения. При этом роль педагогов во взаимодействии с родителями состоит не только в том, чтобы развить способности ребенка, но и научить детей выстраивать конструктивные отношения в семье и обществе, быть толерантным, живя в многонациональном государстве, сформировать у детей представления о нравственных нормах и ценностях, об ответственности за свою Родину, свои поступки за здоровье и безопасность себя и окружающих. Поэтому особую актуальность приобретает задача усиления кадрового потенциала педагогов детских дошкольных учреждений.    

       Следует отметить, что все дошкольные учреждения района укомплектованы педагогическими кадрами, в этой сфере работают  129  педагогов, в том числе имеющих высшее педагогическое  образование  - 53 человека, остальные - со средним специальным образованием.  Высшую и первую квалификационные категории имеют 78 человек.   Профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС прошли 29 воспитателей и 10 руководителей дошкольных образовательных учреждений.  Вместе с тем уровень высшего образования  среди воспитателей в последние годы существенно не повышается, что не может не отразиться на качестве воспитательного процесса. Руководителям следует вести целенаправленную работу по направлению воспитателей на обучение в высшие учебные заведения.

       Укрепление здоровья детей дошкольного возраста, приобщение их к здоровому образу жизни – вопросы, которые находятся на особом контроле.

       Для  эффективного  осуществления  физкультурно- оздоровительной работы  в дошкольных учреждениях создаются благоприятные условия: закупаются  спортивные оборудования, тренажеры, оборудуются спортивные площадки. В 2013 году отмечено заметное снижение заболеваемости воспитанников как результат совместной деятельности педагогических и медицинских работников.

       Средняя посещаемость детьми детских садов за I полугодие 2013 года составила 76 процентов. В этом направлении хорошо работают детские сады «Петушок» д. Вурманкасы (93%), «Сеспель» д. Сявалкасы (92%),  «Сказка» с. Абызово (86%), №3 «Ромашка» п. Вурнары (79 %). Наряду с этим в некоторых поселковых и сельских детских садах посещаемость остается низкой, несмотря на то, что в очереди на получение места в дошкольном учреждении находится немало детей. В новом учебном году планируется увеличить посещаемость в детских садах до 85 %, в том числе и за счет уплотнения дошкольных групп.

        С целью  выявления и  развития детской одаренности на базе 5 дошкольных  учреждений  поселка открыты  муниципальные экспериментальные площадки по реализации  проекта «Раннее выявление и развитие  индивидуальных  задатков и наклонностей детей в дошкольных учреждениях».

        Одним  из эффективных способов выявления и развития одаренных детей  является  проектно- исследовательская работа. В районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» первое место в направлении «Естествознание. Живая и неживая природа»   заняли  две воспитанницы   детского сада  № 3 «Ромашка» (руководитель Лукина Марина Николаевна). 

       Активное участие воспитанники дошкольных учреждений  принимают в  республиканских и международных конкурсах по различным направлениям.  Так, воспитанница   детского сада № 4 «Березка»  Курбатова Катя  приняла участие в 1 Международном  интернет-конкурсе  рисунка «Портрет живого слова» и награждена дипломом 3 степени (воспитатель Волкова Нина Николаевна).

       Завершая тему развития дошкольного образования, еще раз подчеркиваю, что ключевыми задачами на ближайшую перспективу являются (они обозначены на слайде): ликвидация очередности в детские дошкольные учреждения, переобучение педагогов, повышение качества дошкольного образования с введением федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечение равных стартовых возможностей для всех дошкольников района.

       Как же будет  развиваться сеть общеобразовательных учреждений?

       В этом году переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты наши третьеклассники. Для этого подготовлены рабочие места, реализованы мероприятия по обучению учителей начальных классов.

       В новом учебном году во всех средних общеобразовательных школах вводятся электронные дневники и журналы. Для этого необходимо во всех школах завершить создание единой локальной сети и научиться учителям использовать новую программу.

       Еще одним новшеством в новом учебном году станет поэтапное введение школьной формы во всех школах. В этом вопросе очень важно участие детей, родителей в выработке конкретного стиля, обеспечивающего идентичность школы.

 

 

Уважаемые коллеги!

 

       В истекшем учебном году в районе наряду с организацией учебной деятельности особое внимание уделялось усилению  воспитательного потенциала школы как основного фактора социализации детей.

       В прошлом учебном году проведено более 500 мероприятий разного уровня, направленных на формирование гражданских и социальных компетентностей, нравственных качеств личности, толерантного мировоззрения и др.

В общеобразовательных учреждениях работой по воспитанию детей и подростков заняты все педагогические работники. Ключевая роль в организации воспитательной работы принадлежит классным руководителям. В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты становится очевидным необходимость изменения в целом идей, подходов, принципов и характера воспитательной работы в каждом образовательном учреждении. В целях оказания теоретической и практической помощи в работе по воспитанию детей организован ряд семинаров для вышеназванных категорий педагогов. 22 классных руководителя прошли  курсы повышения квалификации. Ежегодно педагоги района активно участвуют в республиканских конкурсах на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый третий классный руководитель стал их участником. Эффективные технологии воспитания демонстрируют классные руководители Вурнарской №1 и №2,  Калининской, Санарпосинской, Малояушской, Кольцовской школ. В районном конкурсе на лучшего классного руководителя 2013 года «Самый классный классный» приняли участие 140 классных руководителей, что составляет около 50 процентов от их общего количества. Победителем районного конкурса стала классный руководитель Вурнарской школы №2 Физер Ольга Валериановна. Она успешно представила наш район в республиканском конкурсе  и заняла 2 место.

           Значительное внимание в образовательных учреждениях района уделяется патриотическому воспитанию детей и подростков. Основы и фундамент активной гражданской позиции закладываются и формируются в ходе учебного процесса и получают своё дальнейшее развитие в системе внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования. Тема патриотического воспитания «встроена» практически во все предметы общественно-гуманитарного и естественнонаучного цикла.

           Значительный вклад в патриотическое воспитание вносят  созданные в общеобразовательных учреждениях отряды юных космонавтов, добровольческие команды здоровья, клуб «Патриот» при Вурнарской школе №2 и другие. Успешно работают кадетские классы при Калининской, Вурнарской №1 и №2 школах. В октябре 2012 года на IV Всероссийском смотре строя и песни «Марш победителям» в г. Москва команда кадетов Калининской школы заняла I место.

Своеобразным итогом работы, проводимой в течение года в образовательных учреждениях, являются игры юнармейского движения «Зарница» и «Орленок». В этом году на республиканских финальных военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» в группе «Кадетские классы» отделение юнармейцев Калининской школы заняло 3 место.

Немалую роль в воспитании активной гражданской позиции, а также социализации личности играют мероприятия, направленные на формирование положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Одним из наиболее массовых мероприятий в рамках профилактики злоупотребления молодежью психоактивных веществ, табакокурения и алкоголизма является республиканская акция «Молодежь за здоровый образ жизни», которая проводится во всех общеобразовательных учреждениях два раза в год. В рамках акции классными руководителями, педагогами- психологами проводятся беседы с обучающимися о вреде курения, алкоголя, наркотиков и т.д. За последние годы число курящих среди школьников снизилось, но сегодня важно сделать так, чтобы подростки не пробовали первые сигареты.  В этом, в первую очередь, пример должны показывать учителя. А если педагогические работники сами курят, как мы можем спросить с учеников? К сожалению, этот отрицательный факт еще имеет место среди педагогов. Давайте начнем с себя и покажем пример здорового образа жизни нашим детям.

       Большая роль в формировании здорового образа жизни детей и подростков отводится вовлечению школьников в занятия спортом. Ежегодно растет число обучающихся, занимающихся в  школьных секциях по разным видам спорта.  Наиболее популярны такие мероприятия, как Спартакиада школьников на Кубок Главы Чувашской Республики, соревнования школьников «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания». Пропаганда здорового образа жизни приносит определенные  результаты. По итогам Спартакиады среди сельских команд в десятке лучших муниципалитетов 2012-2013 учебного года являются и школьники Вурнарского района, занявшие 5 место в республике. Имеются призовые места по футболу (1 и 2 места), волейболу (2 и 3 места), фитнэс - аэробике (3 место), настольному теннису (3 место), вольной борьбе (3 место).

       Все общеобразовательные учреждения в прошлом году обновили спортивное оборудование. Каждая школа получила по 53 наименования оборудования и инвентаря.  Проверка показала, что не все школы  в полном объеме используют инвентарь. Поступившее оборудование должно использоваться в полную силу, ни в коем случае не должно простаивать, залеживаться. Все это позволит повысить качество проведения уроков физической культуры.

В воспитательной работе немаловажная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования. Считаю, что ценность дополнительного образования детей заключается в том, что оно помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте в общеобразовательной школе. Ребенок в дополнительном образовании постигает самое главное в жизни – понимание собственного «я».

В учреждениях дополнительного образования детей занимается 1659 детей и подростков, или 36 % от общего числа обучающихся (в 2012 году – 29 %). В дополнительном образовании района представлены спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое и другие направления.

В Доме детского творчества функционирует 30 объединений по 7 направлениям, в которых обучается 615 детей (в 2012 г. – 485). В прошлом учебном году открылись новые объединения «Телестудия», «Юный конструктор» и «Экотуризм». Дом творчества имеет филиалы в 9 школах по различным направлениям. Самым многочисленным являются художественно - эстетическое направление, охват обучающихся составляет- 37 %, физкультурно – спортивное - 23 %, научно - техническое- 12 %.

                Дом детского творчества является пилотной площадкой республиканского проекта «Развитие детского туризма в Чувашской Республике «Я выбираю туризм». В рамках этого проекта обучающиеся участвуют в различных видах Туриады.

                Образовательная деятельность осуществляется по 26 видам дополнительных образовательных программ. О качестве воспитательно-образовательного процесса говорят результаты деятельности.

        Команда кружковцев по настольному теннису 4 года подряд становится призером республиканской Спартакиады школьников (руководитель Есенцев Николай Васильевич). Шашисты на протяжении 5 лет занимают 1 место в республиканских соревнованиях «Чудо-шашки». Педагог дополнительного образования Степанов Григорий Иванович вышел со своими воспитанниками на Международный уровень, подготовил 2-ух призеров ХХI Первенства мира по русским шашкам. Три  года подряд команда юных инспекторов движения Азимсирминской школы под руководством Петрова Владимира Георгиевича занимала 1 место в республиканском конкурсе «Безопасное колесо» и  представляла Чувашскую Республику на Всероссийских конкурсах юных инспекторов движения.

Воспитанница педагога дополнительного образования Сурминой Марии Викторовны недавно заняла 2 место в Международном конкурсе «Волга в сердце впадает мое».

Сохранение детских объединений технического творчества, расширение спектра их деятельности относятся к числу важных задач, которые ставит перед нами Минобразования Чувашской Республики. Анализ социального статуса кружковцев технического направления показал, что более 50 % из них воспитываются в неполных многодетных и малообеспеченных семьях, более 30 % детей относятся к «группе риска». Основную часть контингента обучающихся составляют учащиеся 5-9 классов. 

        В этом учебном году педагогам Дома детского творчества следует больше привлекать в кружки и секции старшеклассников, а также детей, состоящих на учете в ПДН.

             Дополнительное образование и воспитание детей по развитию творческих способностей в музыкальной и художественной сфере обеспечивает детская школа искусств.   В ней обучается 240 детей из 12 школ района. В учреждениях реализуется 47 образовательных программ по 6 отделениям, имеются структурные подразделения художественного отделения в Абызовской, Калининской и Кюстюмерской школах. В 2012 году открыто новое отделение народных инструментов.

Среди обучающихся есть  лауреаты и дипломанты республиканских и межрегиональных конкурсов. В 2012-2013 учебном году обучающиеся школы искусств участвовали в более 20 республиканских конкурсах и фестивалях, где получили около 60 заслуженных наград.

Проводится целенаправленная работа по подготовке обучающихся к обучению в средних и высших профессиональных учебных заведениях по специальностям «Фортепиано», «Хоровое пение», «Хореография», «Художество» и «Народные инструменты». Однако за последние три года в район не вернулся ни один специалист, закончивший профессиональные учебные заведения Министерства культуры, хотя учреждения дополнительного образования района остро нуждаются в этих специалистах.

В детской юношеской спортивной школе занимаются 804 обучающихся по 11 программам физкультурно- спортивного направления, целью которых является широкое привлечение подрастающего поколения к систематическим физкультурно-оздоровительным, спортивно-массовым занятиям. Филиалы ДЮСШ функционируют в 5 образовательных учреждениях.

В спортивной школе осуществляется реализация образовательных программ дополнительного образования детей, подростков, молодежи по следующим видам спорта: «Вольная борьба», «Лыжные гонки», «Легкая атлетика», «Тяжелая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Полиатлон», «Аэробика», «Бокс».

Мероприятия, проводимые в ДЮСШ, предоставляют широкие возможности для самоутверждения и самореализации творческих и спортивных способностей учащихся, формирования активной жизненной позиции.

Следует отметить эффективную работу объединений по вольной борьбе, полиатлону, лыжным гонкам, которые являются востребованными, обучающиеся показывают высокие результаты в республиканских и всероссийских соревнованиях. Количество победителей и призеров соревнований различного уровня из года в год растет: 2010-2011 учебном году – 67 обучающихся (11 %), 2011-2012 учебном году – 86 обучающихся (12 %), 2012-2013 учебном году – 104 обучающихся (13 %).

В следующем учебном году тренерам спортивной школы следует обеспечить охват детей, систематически занимающихся в спортивных секциях до 25% (в прошлом учебном году – 20%) от числа обучающихся в общеобразовательных школах.

Как записано в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Именно поэтому повышение роли семьи в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения – одно из основных направлений системы образования района. Именно в семье ребенок усваивает основы морали и этики, систему тех ценностей, на которой базируются личностные смыслы растущего человека в будущем.

С участием родительской общественности проводятся родительские собрания,   конференции, классные часы, круглые столы, дни открытых дверей и иные мероприятия. В образовательных учреждениях создаются разнообразные формы общественного правления – попечительские и управляющие советы, родительские комитеты.

Активное вовлечение детей и подростков в систему воспитательной работы позволяет также осуществлять и профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений.  

В профилактической работе немаловажную роль отводится классным руководителям и районному центру диагностики и консультирования. Основными направлениями работы центра являются психолого-медико-педагогическое сопровождение детей; индивидуальная и групповая психологическая диагностика, занятия с детьми, имеющими проблемы, консультирование родителей.

За прошлый учебный год педагогами – психологами центра проведено 310 индивидуальных и 35 групповых консультаций.

 Для профилактики проявления жестокости и насилия по отношению к детям, совершенствования методов профилактической работы с несовершеннолетними, оказания экстренной психологической помощи в центре диагностики консультирования установлен телефон психологической помощи для детей и подростков. Необходимо активно освещать работу телефона доверия на школьных стендах, информировать детей и подростков о возможности поделиться своими проблемами через телефон доверия.

Одним из показателей улучшения качества воспитательной работы является снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Анализ состояния преступности показывает, что в 2012-2013 учебном году учащимися школ  совершено 4 преступления, за аналогичный период прошлого года - 9. Преступления совершены учащимися Вурнарской №2 (2 преступления), Калининской (1), Вурман-Кибекской (1) школ.  В дальнейшей работе нам необходимо совершенствовать систему взаимодействия общеобразовательных учреждений и других субъектов профилактической работы.

       Эффективное формирование новой модели выпускника невозможно без системы оценки качества образования.

       В 2012-2013 учебном году единые государственные экзамены сдавали 254 выпускника из 14 средних школ района.

       Хочу отметить, что 99,2% выпускников успешно справились с двумя обязательными экзаменами (русскому языку и математике) и получили аттестаты.

       Средний балл по всем предметам в районе составил 63,3, в рейтинге по республике – пятый результат.

       Результаты ЕГЭ по 9 предметам из 11 выше прошлогодних результатов. 92% выпускников сдавали 3 и более экзамена, этот показатель из года в год растет (в 2012 году – 91%), что свидетельствует о нацеленности большинства выпускников на получение высшего и среднего профессионального образования.

       Как и в предыдущие годы, большой популярностью пользуется обществознание (сдали 48% от общего числа участников ЕГЭ), физика (сдали 32% выпускников), биология (сдали 19% выпускников), химия (сдали 12% выпускников).

       Как я уже отметил, обязательными экзаменами для получения аттестата являются русский язык и математика. Поэтому отделом образования проведен тщательный анализ результатов этих двух экзаменов.

       Средний балл по математике в районе составляет 59,5 (по республике – 56). Уровень освоения образовательного стандарта по данному предмету в 12 школах из 14 составляет 100%.

       Выше среднерайонного уровня результаты выпускников Вурнарской школы №1, Ермошкинской, Калининской, Кюстюмерской школ.

       Недостаточно подготовили учителя математики своих выпускников к единому государственному экзамену в Вурман-Кибекской, Большеяушской, Буртасинской, Кольцовской школах. Не преодолели минимального порога 2 выпускника из Буртасинской и Абызовской школ.

       Средний балл по русскому языку в районе составляет 66,52 (по республике – 66,86). Результаты по данному предмету выше среднерайонного показателя в Вурнарской школе №1, Ермошкинской, Санарпосинской и Вурнарской №2 школах. Недостаточно подготовили учителя русского языка своих выпускников к экзамену в Абызовской, Кольцовской, Янгорчинской школах.

       Выпускник Абызовской школы не справился с экзаменом по данному предмету.

       В результате 2 выпускника 2013 года из Буртасинской и Абызовской школ не прошли государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и не смогли получить аттестаты о среднем образовании.

       По результатам ЕГЭ Вурнарская школа №1 находится в числе 25 лучших школ республики, к сожалению, Буртасинская школа - в числе 25 худших школ республики.

       В новом учебном году руководителям общеобразовательных школ, педагогическим коллективам предстоит тщательно проанализировать результаты единого государственного экзамена и организовать целенаправленную работу по обеспечению качественного проведения итоговой аттестации в следующем году.

 

       В 2013 году в районе продолжена апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-ых классов в новой форме.

       Экзамены по новой форме выпускники сдавали по 11 предметам, из них 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а также по чувашскому языку для учащихся школ с родным языком обучения.

       В государственной итоговой аттестации приняли участие 348 выпускников. Экзамены по русскому языку и математике в новой форме успешно сдали 98,83% учеников (в прошлом году – 97,4).

       Многие выпускники  9-ых классов справились с государственной итоговой аттестацией по русскому языку,  и средний балл по 5-балльной шкале в районе составил 4,3 (в 2012 году – 3,9). Не справились с заданиями по русскому языку 4 ученика: по одному из Вурнарской №2, Буртасинской, Вурман-Кибекской, Санарпосинской школ. Слабые результаты показали выпускники Кольцовской, Ораушской школ.

       Большинство выпускников 9 классов успешно справилось с государственной итоговой аттестацией по математике.

       Средний балл по математике в районе составил 4,6 .

       Не преодолел минимальный порог один выпускник Тузисярмусской школы.

       Наибольшей популярностью у выпускников основной школы пользуются следующие предметы: обществознание, география, физика, биология.

       В целом, с предметами по выбору учащиеся справились успешно.

       Сегодня перед администрациями школ, учителями, классными руководителями стоит задача по дальнейшему усилению профориентационной работы среди учащихся 9-ых классов и воспитание ответственного отношения к выбору предметов для государственной итоговой аттестации.

 

       Создание системы поиска и поддержки талантливых детей и одаренной молодежи – составная часть многогранной работы по развитию интеллектуальных способностей каждого ребенка.

       В районе создана база данных достижений талантливых детей. Это победители предметных олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуальных турниров районного, республиканского, Всероссийского уровней.

       Мы с вами неплохо готовим детей к предметным олимпиадам на всех уровнях, свидетельством тому являются наши достижения. В этом году количество победителей и призеров на республиканских олимпиадах вдвое выше по сравнению с прошлогодними показателями (2012г. – 5 победителей и призеров, 2013г. – 11).

       На слайде представлены наиболее успешные учителя, которые подготовили победителей и призеров республиканских олимпиад в 2013 году.

       Однако нас не может не беспокоить отсутствие призеров в течение ряда лет по таким предметам, как экология, информатика, математика, география, физика. Невольно возникает вопрос: почему самые лучшие ученики на олимпиадах районного уровня не совсем конкурентны в республике?

       Нам необходимо проанализировать эти причины и организовать целенаправленное методическое сопровождение организацию работы с одаренными детьми.

       Большую популярность среди старшеклассников получила научно-исследовательская конференция «Excelsior». В 2013 году 10 участников на республиканской конференции стали победителями и призерами (2012 г.- 3), наиболее успешны работы  обучающихся Вурнарской №1, Ермошкинской, Азимсирминской, Ораушской школ.

         Безусловно, развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений зависит от профессионализма, компетентности педагогических и руководящих кадров.

       Учебно - воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях осуществляют 354 педагога. Учителя повышают профессиональное мастерство: в прошлом учебном году количество учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории увеличилось на 11 %, сейчас их 82% от общего количества. В настоящее время 25 учителей проходят профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации. 23 директора школ и 10 заведующих дошкольными образовательными учреждениями прошли профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление».

       В течение учебного года в районе и республике проводились мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и качества педагогического труда. В различных конкурсах, фестивалях, конференциях приняли участие более 20 процентов педагогов района. Самыми значительными были конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный».

       Впервые педагог из Вурнарского района победила в республиканском конкурсе «Учитель года Чувашии». Этот почетный титул завоевала учитель математики Вурнарской школы №2 Сапожникова Татьяна Анатольевна. Она будет представлять Чувашию на Всероссийском конкурсе.

       В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от
5 октября 2005 г. «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» в 2013 году присужден Грант Главы Чувашской Республики Мироновой Надежде Васильевне – старшему воспитателю детского сада №3 «Ромашка» п. Вурнары.

       Победителем Всероссийского конкурса учителей физики, математики, биологии, химии в номинации «Наставник будущих ученых» стал учитель физики Вурнарской школы №1 Феофанов Юрий Александрович и он удостоен денежной премии.

       Имеются победители и призеры на республиканских предметных фестивалях методических идей. Их имена вы видите на слайде.

       Учреждения образования района также принимают активное участие в республиканских инновационных конкурсах на денежное поощрение главы Чувашской Республики. В этом году Вурнарская средняя школа №2 стала победителем конкурса образовательных учреждений Чувашской Республики, внедряющих инновационные образовательные программы, и удостоена премии Главы Чувашской Республики в размере 200 тыс. рублей.

В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов особую важность приобретает совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

Многие педагогические коллективы, используя бюджетные средства, родительские взносы, спонсорскую помощь, спецсредства своевременно и качественно подготовили образовательные учреждения к новому учебному году. Особо хочется отметить руководителей и педагогические коллективы  Калининской, Большеяушской, Азимсирминской школ, Детского сада №1 «Солнышко», детского сада №3 «Ромашка» и детского сада «Ивушка» д. Новые Яхакасы. Пользуясь случаем, выражаю благодарность руководителям образовательных учреждений, педагогическим работникам, обслуживающему персоналу, родителям за хорошую подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, предпринимателям и руководителям предприятий за спонсорскую поддержку.

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодня педагогические коллективы района стоят у истоков качественно нового образования 21 века, направленного на формирование культуры духовного и физического здоровья детей, подростков и молодежи.

Сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра. Мы вместе должны решать проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, формированием важных человеческих качеств будущей личности.   Необходимо внедрение эффективных механизмов сотрудничества всех уровней власти, педагогического сообшества, гражданского общества, средств массовой информации, родительской общественности в области воспитания детей.

Через несколько дней наступит 1 сентября: вновь «оживут» наши школы и другие учреждения образования.

В заключение еще раз разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать всем плодотворной работы и успехов в новом учебном году.

       Спасибо за внимание!



27 августа 2013
16:51
Поделиться
;