Вурнарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧӑваш Республикин Вӑрнар муниципаллӑ округӗ

Доклад начальника отдела образования и молодежной политики администрации района М. Тихоновой на августовской конференции

Добрый день, уважаемые участники конференции!

 

Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года и поблагодарить за ваш нелёгкий и очень важный, значимый для страны, республики и для каждой семьи – труд.

Обсуждаемый на сегодняшней конференции вопрос – очень актуален. Как и по всей республике, он посвящён проблемам профессионального самоопределения учащихся.

20 августа в г. Чебоксары прошла республиканская конференция работников образования по обсуждаемой нами теме: «Профессиональное самоопределение детей и молодёжи – приоритет государственной политики в Чувашской Республике».

На пленарном заседании приняли участие временно исполняющий обязанности Главы Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев, председатель Государственного Совета Чувашской Республики Юрий Алексеевич Попов, а также директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобразования науки России Александр Эдуардович Страдзе. В первой половине дня делегация района из числа учителей, воспитателей, руководителей образовательных организаций приняла участие в работе шести дискуссионных площадок, организованных на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

В своем выступлении министр образования Владимир Николаевич Иванов отметил, что в последние годы одним из основных приоритетов государственной политики стало активное инвестирование в систему образования. Статья расходов на образование составляет почти треть в консолидированном бюджете Чувашской Республики.

В районе ежегодно улучшается инфраструктура образовательных организаций. Только в 2015 году на подготовку образовательных организаций к новому учебному году из бюджета всех уровней выделено более 25 миллионов рублей.

Новый учебный год, как и предыдущие годы, будет богат нововведениями:

- с 1 сентября 2015 года переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования пятиклассники;

- в 2016 году список обязательных экзаменов на государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена дополнится двумя предметами по выбору;

- в 2016 году Рособрнадзор планирует максимально усилить контроль над проведением ЕГЭ с помощью расширения видеонаблюдения в режиме онлайн, а также печати материалов для экзаменов исключительно в пунктах их проведения;

- в стандарты общего образования внесутся изменения: предмет русский язык и литература войдёт в самостоятельную предметную область. Будут приняты меры по включению учебников на языках народов Российской Федерации в Федеральный перечень;

- с 01 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- стартует новая государственная программа патриотического воспитания.

Я назвала основные новшества предстоящего учебного года.

Сегодня мы будем говорить о проблемах и задачах, стоящих перед системой образования района в контексте обсуждаемой темы конференции.

Как вы знаете, необходимым условием развития экономики является обоснованный выбор гражданами вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда. Потребность государства в высококвалифицированных кадрах на основе эффективной профориентационной работы среди детей и молодёжи осознана на высоком уровне. Об этом постоянно говорит в своих программных выступлениях Президент России Владимир Путин. В своих декабрьских  Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации он поставил задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест, сделал акцент на возрождение инженерных школ и подготовку рабочих кадров. Обратил особое внимание на необходимость перенастроить всю систему профессионального образования под требования стандартов, изменив качество подготовки рабочих и инженерных кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Важно отметить, что профориентационная работа является неотъемлемой частью Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС предусматривает обеспечение профессиональной ориентации учащихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки учащихся в выборе ими направления дальнейшего обучения.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор учеником конкретной профессии, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный выбор, нести ответственность и быть профессионально мобильными,  что является одной из основных задач образовательных организаций и входит в круг обязанностей их педагогических коллективов.

Качественная профессиональная ориентация детей должна начаться как можно раньше - с дошкольного образования.

Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания осуществляют психолого-социальную ориентацию детей и формируют их мотивации и интересы с учётом особенностей возраста. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию. Каждый ребёнок на выходе из дошкольного учреждения должен обладать начальными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, а также о труде людей и профессиях.

В рамках Плана мероприятий по ликвидации очерёдности и максимальному охвату детей в дошкольных образовательных организациях только за последние пять лет за счет возврата и капитального ремонта помещений детских садов создано более 150 дополнительных мест. В новом учебном году начнут функционировать детский сад на 145 мест в п. Вурнары и две дошкольные группы в Малояушской и Янгорчинской школах. По состоянию на 01 августа 2015 года, охват детей дошкольным образованием в возрасте от 1,5 лет составляет 82 %.

Следует отметить, что все дошкольные образовательные организации  укомплектованы педагогическими кадрами, воспитание и уход за детьми в детских садах осуществляют 102 педагогических работника. Высшую квалификационную категорию имеют 11 педагогов, первую – 90. В 2015 году профессиональную переподготовку прошли 5 педагогов, курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС дошкольного образования планируют пройти до конца 2015 года все педагогические работники.

Вместе с тем одну из серьёзных проблем в кадровом обеспечении дошкольных образовательных организаций мы видим в том, что большая часть педагогов не имеет высшего профессионального образования, что противоречит профессиональному стандарту педагога. В течение ближайших лет нам необходимо полностью решить данную проблему. Эта задача должна стать одной из главных в управлении кадровыми ресурсами.

Учитывая необходимость планомерного исследования процесса перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС, в начале учебного года проведено республиканское исследование о готовности первоклассников к обучению. В нём участвовали 386 первоклассников нашего района, столько же родителей и 30 учителей.

При норме 50 баллов учащиеся первых классов набрали 49,67. Несмотря на некоторое снижение результатов относительно предыдущего года, готовность первоклассников района соответствует возрастной норме. К окончанию первой учебной четверти практически каждый ребёнок освоился в роли ученика, принял ситуацию «школьного поведения», необходимость соблюдать нормы и правила школьной жизни.

При рассмотрении результатов в разрезе каждой школы, каждого класса и каждого учащегося можно увидеть проблемы, которые необходимо решать учителям начальных классов, психологам, социальным педагогам и родителям совместно. Педагогами и родителями школ в целом активно поддерживается желание учиться. Нас порадовал факт практически стопроцентного участия родителей первоклассников в анкетировании, что говорит о большой личной заинтересованности семей в успешном обучении детей.

Проведённое исследование позволит продолжить изучения индивидуального развития ребёнка, дать рекомендации педагогическим работникам дошкольных организаций и продолжить исследование в следующем году с учётом проведённых коррекционных процедур.

Уважаемые коллеги!

Основная роль в профессиональном самоопределении учащихся отводится общеобразовательным организациям.

Следует отметить, что в районе выстроена определённая структура деятельности педагогических коллективов школ по проведению профориентационной работы. Так, в каждой школе координаторами реализации данного направления являются заместители директоров по учебной и воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, библиотекари, в функции которых входит проведение определённых мероприятий с учётом психологических и возрастных особенностей, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Продолжая тему комплексного обеспечения профессионального самоопределения учащихся, хочу коснуться основной статистики -  государственной итоговой аттестации выпускников средней школы.

Нужно отметить, что благодаря принятым мерам, единый государственный экзамен в районе, как и в целом по Чувашии, прошёл без нарушений. Немаловажную роль в подготовке и проведении экзаменов сыграла слаженная работа организаторов, их многолетний положительный опыт в организации и проведении ЕГЭ.

В этом году в порядок проведения ЕГЭ были внесены изменения. В частности, математика разделена на 2 уровня: профильный и базовый. Для получения аттестата выпускникам достаточно было сдать экзамен на базовом уровне. Профильный уровень нужен тем, кто хочет поступить на технические, естественнонаучные и экономические специальности. В экзамен по иностранным языкам включена устная речь.

Допуском к ЕГЭ стало итоговое сочинение, с которым успешно справились все выпускники школ района.

В истекшем учебном году в единых государственных экзаменах принял участие 161 выпускник. Из них 157 успешно сдали обязательные экзамены и получили аттестат о среднем образовании. Один выпускник Малояушской школы не прошёл государственную итоговую аттестацию по обязательным предметам, по одному выпускнику Азимсирминской, Большеяушской и Кольцовской школ по математике. Учащиеся имеют возможность пересдать обязательные предметы для получения аттестата в сентябре 2015 года.

Русский язык сдавал 161 выпускник, успешно справились по данному предмету 99,4 % выпускников. Средний балл по русскому языку в районе составил 69,3. Значительно выше результаты по данному предмету у четырёх школ:  Кюстюмерской, Вурнарской №1,  Санарпосинской и Вурнарской №2 школ. Низкие результаты показали выпускники Большеяушской, Абызовской, Кольцовской школ.

Математику на профильном уровне выполняли 108 выпускников, успешно справились с выполнением экзаменационных заданий 91,6 % учащихся. Средний балл составляет 53,51. Выше среднего уровня результаты выпускников Кюстюмерской, Санарпосинской, Вурнарской №1 школ. Низкие результаты ЕГЭ по математике на профильном уровне у выпускников Кольцовской, Алгазинской, Большеяушской, Янгорчинской и ряда других школ. Результаты ЕГЭ представлены на экране. Однако слайд это не предмет критики, а предмет заботы школы над повышением качества образования.

На экзамене по математике на базовом уровне приняли участие 90 человек. Средний балл по району по 5-балльной шкале составил 4,0. Успешно справились с экзаменом 95,5 % участников.

Результаты ЕГЭ в районе из 11 предметов по 7-ми выше среднереспубликанских показателей.

Как и в предыдущие годы, большой популярностью пользуется обществознание, к сожалению, такие предметы, как физика, химия, биология, решают сдавать единицы.

8 выпускников школ показали наивысшие результаты по предметам.

В 2015 году государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования прошла в штатном режиме. Главной формой аттестации был основной государственный экзамен. Все 373 выпускника основной школы в обязательном порядке сдавали 2 экзамена – русский язык и математику, остальные предметы – по выбору. Для поступления в организации среднего профессионального образования дополнительных экзаменов в текущем году сдавать не требовалось, что во многом расширило деятельностные горизонты для выпускников 9 классов.

Обязательные предметы девятиклассники сдавали в форме ОГЭ и три выпускника – в форме государственного выпускного экзамена.

ОГЭ по русскому языку сдавали 370 человек. Все выпускники успешно справились с экзаменом по данному предмету. Средний балл по району – 4,46 .

В ОГЭ по математике приняли участие 370 выпускников. Средний балл по итогам экзамена – 4,34. Однако следует принять тот факт, что в основной день сдачи ОГЭ по математике 18 девятиклассников из 12 школ получили неудовлетворительные оценки. Несмотря на то, что все они пересдали в резервный день и получили положительные оценки, можно сделать соответствующий вывод – уровень знаний выпускников 9 классов по математике остаётся низким: полный провал в выполнении заданий, где надо рассуждать, где изученные правила, законы надо применять при решении задач.

Химию, английский язык, географию, физику, историю девятиклассники сдали без двоек. С основным государственным экзаменом по биологии из 23 сдававших данный предмет не справился один. ОГЭ по обществознанию оказался непосильным для восьми человек                                                                                                                                                                                  из 82 сдававших.

Коллеги!

Ровно год назад на августовской конференции мы с вами подробно обсудили вопрос развития математического, естественнонаучного образования в районе, перед школами была поставлена задача улучшения преподавания предметов данного цикла.

Сегодня в образовательной программе важное место должен занять и предмет «технология». Это фактически единственный школьный учебный курс, направленный на овладение учащимися навыками конкретной деятельности, формирование у детей технологического мышления. Именно на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах. Министр образования объявил 2015-2016 учебный год Годом предмета «Технология», подчеркнув при этом, что наряду с технологией приоритетом являются математика, физика, химия. Он обратил внимание на то, что нужно активнее внедрять в школах проведение интегрированных с технологией уроков, ориентировать детей на естественно-научное и инженерно-техническое образование.

Сегодня для решения данных задач учитель должен саморазвиваться, менять дидактику и методику преподавания своего предмета. Если большинство наших педагогов будет находиться, как и прежде, в так называемой «тихой, молчаливой» оппозиции к переменам, об изменении менталитета учителя говорить будет трудно.

Поэтому руководителям школ необходимо разработать практические шаги в улучшении качества образования по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и обсудить данный вопрос на педагогических советах.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что сегодня знание математических и естественнонаучных дисциплин необходимо не только для получения высшего образования, но и для освоения рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда, поскольку и на производстве, и в сельском хозяйстве внедряются высокие технологии.

Одним из путей решения этой проблемы видим в образовательном обмене между городом и селом. Это привлечение в свои школы в рамках предметных недель высокопрофессиональных педагогов района, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов с целью обмена передовым опытом. Полагаю, что образовательный обмен в районе уже начался. В 2014-2015 учебном году впервые секционные занятия учителей-предметников прошли в Вурнарских №1 и №2 и Калининской школах. Учителя сельских школ имели возможность перенять опыт работы учителей центральных школ, проводить уроки с использованием новых технологий с учащимися этих школ, тем самым вырабатывали навыки проведения современных уроков на республиканских методических фестивалях, профессиональных конкурсах учительского мастерства.

В этом учебном году методическая работа в районе в данном направлении будет продолжена. Кроме того, Законом «Об образовании в Российской Федерации» открывается возможность реализации образовательных программ школами через сетевую форму с привлечением организаций науки, культуры, спорта, дополнительного образования.

Уважаемые коллеги!

Образовательные и трудовые траектории выпускников общеобразовательных организаций Чувашии сегодня объект самого пристального внимания. В Чувашии остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочих специальностей.

Важным на сегодня является вопрос о формировании в старшей школе строго профессионального подхода к обучению, когда будущий выпускник уже в 10 классе представляет, как построит своё обучение в профильном классе, какой выберет вуз и где он продолжит свою жизненную траекторию.

Если мы сумеем с вами направить нашего талантливого школьника на получение профессии, на получение им пользы для себя и для экономики республики, страны – значит, мы сработали на хороший результат.

Одним из путей для этого является качественное профильное образование.

В 10-11 классах общеобразовательных школ района организовано обучение по 9 профилям. В последние годы наиболее популярными стали профили социально-экономического, физико-математического, инженерного, физико-химического и естественно-научного направлений, это свидетельствует о том, что интересы учащихся и пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда.

Для того, чтобы грамотно выстроить систему профильного обучения, важно выявить, соответствуют ли предметы, выбираемые выпускниками 11-х классов для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ изучаемому профилю на старшей ступени. Каждой школе необходимо ввести мониторинг выбора учащимися 11-х классов предметов, заявленных на экзамен. Кроме  этого надо установить, на каком уровне сдаются профильные экзамены, т.е. посмотреть на долю выпускников, успешно сдавших все профильные с результатами не ниже повышенного уровня.

Так, анализ эффективности результатов экзамена по математике на профильном уровне свидетельствует, что данный предмет сдали с результатом, соответствующим профильному уровню 37 человек из 108 выпускников, выбравших данный предмет, это только  35% от общего количества участников.

Среди выпускников 10-ти школ, сдававших химию, только выпускники Калининской и Кюстюмерской школ показали знания, соответствующие профильному уровню. А знания выпускников восьми школ, выбравших историю, не соответствуют уровню, достаточному для продолжения профессионального образования. Похожая ситуация по литературе, географии, информатике и ИКТ.

В новом учебном году необходимо всем учителям, работающим в 11 классах провести серьёзный анализ возможностей детей, их уровня подготовки. Если нет соответствующей подготовки, а выпускнику предмет крайне необходим, следует организовать грамотную поэтапную подготовку к  ЕГЭ.

Хочу заострить и следующую проблему – проблему продолжения образования выпускников 9-ых классов.

Уважаемые руководители школ, педагоги! Обратите внимание: приоритеты государственной политики поменялись, мы уже перестали судить об успешности той или иной школы только по числу её выпускников, поступивших в вузы. Всем нам надо сильно постараться, чтобы развеять миф о непрестижности среднего профессионального образования. Нам нужна эффективная профориентационная работа в среднем звене, результатом которой может стать рациональное формирование профильных 10 классов.

Выпускник 9 класса в Чувашии имеет массу возможностей гораздо раньше своих сверстников пройти профессиональную подготовку в лучших техникумах республики, получить специальность, начать трудовую карьеру или продолжить обучение в вузе.

В районе стабильно растёт доля выпускников основной школы, выбравших в качестве своей дальнейшей образовательной траектории профессиональные образовательные организации. В 2015 году 51,6 % выпускников 9 классов продолжат обучение в организациях среднего профессионального образования.

Мы должны чётко понимать, что 10-11 классы – это не институт социальной защиты, а профильные классы, сформированные на решение задач молодого человека, нацеленного на получение востребованного высшего образования. Желание педагогических коллективов любыми путями заполнить 10 классы считаем неверным решением.

Поэтому школам необходимо тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации и провести инвентаризацию с тем, чтобы у ребят, которые не собираются идти в вуз, сформировать нацеленность на получение среднего профессионального образования. Организовать индивидуальный отбор учащихся, желающих получить профильное образование в 10-11 классах.

Создание системы поиска и поддержки талантливых детей и одарённой молодёжи – составная часть многогранной работы по развитию интеллектуальных способностей каждого ребёнка. Самой массовой и востребованной формой развития талантливых детей является система интеллектуальных, творческих, спортивных соревнований. Наиболее популярными являются предметные олимпиады, в которых участвуют на школьном, муниципальном, республиканском уровнях более 30 % школьников района.

В 2014-2015 учебном году на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 19 предметам приняли участие 1352 ученика, из них 286 участников стали победителями и призёрами.

В 2015 году на республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников, региональных олимпиадах и интеллектуальной игре, согласно рейтингу участвовали 45 школьников. Победителями и призёрами республиканского этапа Олимпиад стали 9 учеников.

Учитель Вурнарской школы №1 Буславская Маргарита Викторовна подготовила призёра по литературе, учитель Вурнарской школы №2 Горбунова Елена Николаевна – призёра по русскому языку, учитель Буртасинской школы Петрова Татьяна Геннадьевна – призёра по географии.

Во Всероссийской олимпиаде школьников в г. Сочи по русскому языку приняла участие Анастасия Ильина, ученица Вурнарской школы №2. Кроме того, учитель Большеяушской школы Павлова Альбина Васильевна подготовила призёра по КРК, учитель Вурнарской школы №1 Павлова Римма Алексеевна – двух призёров по чувашскому языку и литературе, учитель Калининской школы Яшнова Алиса Вячеславовна – призёра по чувашскому языку и литературе, учитель Кюстюмерской школы Васильева Наталья Михайловна – двух призёров интеллектуальной игры по чувашскому языку и литературному чтению.

За последние годы педагогические коллективы школ района не могут подготовить республиканских призёров по экономике, технологии, математике, физике, информатике и ИКТ, английскому языку, физической культуре.

В 2015 году в рейтинговый список регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников не вошли учащиеся по восьми предметам (экономике, химии, технологии, информатике и ИКТ, физической культуре и ОБЖ, МХК, истории), т.к. не набрали более 50% от максимально возможного балла по предмету. Какой вывод можно сделать? Учащиеся ряда школ из года в год показывают низкие результаты, а учителя не делают анализа пробелов знаний и не имеют плана действий по улучшению качества подготовки ребят для участия на олимпиадах.

Эффективность участия наших школьников в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году составляет 10,3 %.

Для повышения качества подготовки к олимпиадам и их результативности считаю необходимым в новом учебном году решить следующие задачи:

- начать подготовку детей к олимпиадам с сентября месяца с детьми, которые в прошлом учебном году стали призёрами и участниками республиканских олимпиад, а также с учащимися восьмых классов, ставших победителями в прошлом учебном году на районных олимпиадах;

- учителям-предметникам разработать индивидуальный план подготовки учащихся к олимпиадам;

- администрациям школ и методической службе отдела образования взять под особый контроль подготовку и проведение олимпиад;

- усилить подготовку детей к олимпиадам через участие их в профильных сменах загородных оздоровительных лагерей и многопредметной очно-заочной школе при Центре внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии.

 

Уважаемые коллеги!

Ключевой фигурой повышения качества образования, конечно же, является педагог.

Требования к учителю современной школы чётко обозначены в Кодексе профессиональной этики педагогических работников.

С 01 января 2017 года войдёт в силу профессиональный стандарт «Педагог». В стандарте разъясняется, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Стандарт предъявляет конкретные требования к образованию педагога. В связи с этим предлагаю в течение 2016 года провести обсуждение стандарта в каждом педколлективе.

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных организациях осуществляют 364 педагога. Учителя повышают профессиональное мастерство: высшую квалификационную категорию имеют 24,3% учителей, первую – 71,6%. Охват курсовой подготовкой педагогов за последние пять лет в районе составил 97%. Средний возраст педагогических работников в районе - 43 года.

В течение учебного года в районе и республике проводились мероприятия, направленные на повышения престижа учительской профессии и качества педагогического труда. В различных конкурсах, фестивалях, конференциях приняли участие более 20% педагогов района.

В апреле т.г. в республиканских профессиональных конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», «Воспитатель года» приняли участие три педагога. Отрадно, что все они вошли в пятёрку финалистов. В итоге победителем конкурса классных руководителей «Самый классный классный» стала классный руководитель Вурнарской школы №1 Наталия Николаевна Самарина. В «великолепную пятёрку» республиканского конкурса «Учитель года Чувашии - 2015» вошла учитель английского языка Вурнарской школы №2 Ольга Валериановна Физер. Лауреатом республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2015» признана Наталия Леонидовна Савина, воспитатель детского сада №5 «Рябинка» п. Вурнары.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от
5 октября 2005 г. «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» в 2015 году удостоены Гранта Главы Чувашской Республики Макарова Наталья Викторовна, старший воспитатель детского сада №4 «Березка» п. Вурнары и Есенцева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования Детской школы искусств.

Говоря о кадрах, хочется отметить ещё одну важную задачу, стоящую перед образовательными организациями района – это активное привлечение молодых специалистов в систему образования. Данная проблема на сегодняшний день остается актуальной. Так, в связи с увеличением количества первоклассников в п. Вурнары востребованы учителя начальных классов.

В проведении целенаправленной профориентационной работы среди школьников значительное внимание отводится районному центру диагностики и консультирования.

Специалисты центра и социальные педагоги оказывают психологическую поддержку детям в процессе их  жизненного самоопределения и консультативную  помощь педагогам в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Хорошо налажена работа в данном направлении в Вурнарской №2, Кюстюмерской, Абызовской, Янгорчинской, Тузисярмусской, Тузи-Муратской, Ораушской школах. Социальные педагоги и учителя вышеназванных школ ежегодно принимают активное участие в профориентационных мероприятиях.

Так, в ноябре 2014 года в районе и республике проведена акция волонтёров-профориентаторов «Твой выбор профессии».

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики выражает благодарность за активное участие в проведении данной акции социальным педагогам и учителям школ нашего района.

Говоря о роли современного учителя в обучении и воспитании детей, не могу не коснуться участившихся в школах района случаев проявления нарушения педагогической этики и корпоративной культуры отдельными педагогами. Необходимо всегда помнить, что для ребёнка учитель, особенно первый, - это образец поведения, пример для подражания. Если нужно воспитывать учителей, о каком воспитании личности учащегося может идти речь?

В целях обеспечения выполнения общих принципов и этических норм и правил:

-  в начале учебного года во всех образовательных организациях района необходимо провести педагогические советы с обсуждением вопросов соблюдения педагогами Кодекса профессиональной этики;

- руководителям образовательных организацийежегодно направлять молодых специалистов на обучение в Чувашский республиканский институт образования  по проекту «Школа молодого педагога», определить педагога-наставника к прибывшим в школы молодым специалистам;

- районному центру диагностики и консультирования составить и ежегодно обновлять базу данных молодых специалистов, проводить ежегодное анкетирование среди учащихся школ района.

 

Уважаемые коллеги!

Ключевой задачей современной образовательной политики, как особо важного компонента социального заказа для системы образования, является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

В 2015 году проведена большая работа по подготовке мероприятий к 70-летию Победы. В районном фестивале «Да здравствует детство!» приняли участие дети из 22 школ района, которые средствами художественного творчества выражали свою гражданскую позицию.

Развитию интереса детей и подростков к изучению истории Российского государства способствовала акция «Салют, Победа!». Школьники провели мероприятия по благоустройству памятников, выпустили боевые листки, работали тимуровские команды, прошли уроки Мужества. В акции «Часовой у Знамени Победы» приняли участие все образовательные организации.

Кадеты Калининской школы в конкурсе «Смотр строя и песни. Марш победителей!» в г. Москва и Георгиевском балу в городе Чебоксары заняли первые места. На республиканских играх юнармейского движения «Зарница» и «Орленок» группа «Кадеты» данной школы завоевали почетное третье место.

Важным составляющим системы образования является дополнительное образование детей, которое включает личность в многогранную, интеллектуальную и эмоционально положительную насыщенную жизнь. Считаю, что ценность дополнительного образования детей заключается в том, что оно помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Именно там чаще всего происходит реальное знакомство ребёнка с увлекательным миром механизмов, и просыпается его интерес, например, к конструированию, моделированию, робототехнике. Но для этого необходима современная материально-техническая база.

В 2014-2015 учебном году в организациях дополнительного образования занимались 1850 учащихся, что составило 50,9 % от общего числа учащихся.

Организации дополнительного образования тесно сотрудничают с общеобразовательными школами. Традиционно эффективно реализуются программы по художественно-эстетическому, эколого-биологическому, военно-патриотическому, физкультурно-спортивному направлениям. Однако большой нашей недоработкой остаётся организация кружков технической направленности. В большинстве школ нет технических, спортивно-технических видов кружков и объединений.

В 2014-2015 учебном году при Доме детского творчества в кружках и секциях технического направления занимались только 2,9 % детей от общего количества детей школьного возраста. По этой причине учащиеся наших школ не всегда имеют возможность участвовать в ежегодно проводимой Спартакиаде школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и военно-прикладные видам спорта. Перед нами стоит задача создать современную материально-техническую базу и обеспечить к 2020 году 10-процентную занятость обучающихся техническими видами творчества. Решить поставленную задачу возможно только совместными силами.

В новом учебном году руководителям учреждений дополнительного образования совместно с общеобразовательными школами необходимо пересмотреть своё отношение в сторону развития кружков и секций технического и спортивно-технического направлений.

Уважаемые коллеги!

Через несколько дней наступит 01 сентября: вновь «оживут» наши школы, и другие учреждения образования. Хочу отметить, что многие педагогические коллективы, используя бюджетные и внебюджетные средства, своевременно и качественно подготовили образовательные учреждения к новому учебному году. Пользуясь случаем, выражаю благодарность руководителям образовательных учреждений, педагогическим работникам, обслуживающему персоналу, родителям за хорошую подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, предпринимателям и руководителям предприятий за спонсорскую помощь.

Уверена, что если каждый из нас сумеет выстроить свою деятельность в соответствии с темой сегодняшней конференции, которая как нельзя лучше соответствует сути государственной образовательной политики в республике, а также районе, нам удастся решить конкретные вопросы каждого юного гражданина.

Я поздравляю вас с началом нового учебного года, с Днём знаний. Пусть в ваших сердцах всегда горит огонь любви к своей профессии, а ваш подвижнический труд приносит ежедневное удовлетворение и благодатные плоды! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, удачи и благодарных учеников!

 

Спасибо за внимание!



25 августа 2015
15:28
Поделиться
;