Психологическая готовность ребёнка к школе
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться (Венгер Л.А).
Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности Составляющие психологической готовности Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение. Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Интеллектуальная готовность Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Как развивать: Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Личностно - социальная готовность Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточный опыт общения с незнакомыми людьми. Как развить: Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Мотивационная готовность Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Как развить: Формируйте положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях. Эмоционально – волевая готовность Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями. Сформировать эти качества можно только через игру!!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему! Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни, играйте в школу. И важно то, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью, воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Саморегуляция – основа готовности к школе ! Психологически не готовый к школе ребенок проявляет мало инициативы. Не может включиться в общий режим работы класса. Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. |
Подсказка для родителей.
6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Сколько тебе лет? Когда ты родился?
Как называется город, в котором ты живешь?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работают твои родители?
У тебя есть сестра, брат?
Как зовут твоих друзей?
В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
Назови дни недели, времена года.
Какое сейчас время года?
Чем отличается зима от лета?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Как называется планета, на которой мы живем?
Каких домашних животных ты знаешь?
Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
Чем отличается город от деревни?
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
Ты хочешь учиться в школе?
Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
Зачем надо учиться?
Какие профессии ты знаешь?
Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. олучается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.